К теме трансформации костюма
ТРАНСФОРМАЦИЯ В ОДЕЖДЕ
В мире стремительно развивающихся технологий в связи с ростом производства и потребления, а также постоянной сменой функциональных процессов жизни человека появляется одежда, способная удовлетворять всем требованиям потребителя и соответствовать тем или иным его запросам и потребностям. Современный человек нуждается в удобной одежде, позволяющей ему чувствовать себя комфортно вне зависимости от ситуации, времени или места его нахождения. Помимо всего прочего, одежда должна подчеркивать социальный статус, соответствовать модным тенденциям и раскрывать человека как личность. Большинство потребителей, покупая одежду, руководствуются не только качеством и ценой, но также и желанием обратить на себя внимание, показать свою индивидуальность.
Процесс выбора и носки одежды – это игра, возможность экспериментировать, создавая свой образ. Постоянно меняя те или иные предметы одежды, человек получает возможность создавать множество вариаций своего костюма в различных стилевых решениях. Так, многие модельеры считают, что одежда в современном мире должна играть уже не ту роль, чем ранее: она должна внести разнообразия в «серые будни» повседневной жизни человека. Подобным целям, которые ставят перед собой современные модельеры, соответствуют многочисленные игровые элементы, юмор и ирония, присутствующие в одежде. На смену отношения к моде как выражению социального статуса человека пришли идеи о несерьезном отношении к своему стилю. Игровые элементы предусматриваются многими дизайнерами в процессе эксплуатации одежды. Такие возможности могут быть заложены в изменяющихся формах, пристегивающихся элементах, в необычных дополнениях и аксессуарах. Бесконечные возможности для игры дает комбинирование отдельных предметов одежды, аксессуаров, рисунков и цветов. Почти безграничное разнообразие образов, которые дизайнеры одежды предлагают каждый сезон, предоставляет потребителю огромные возможности для выбора. Трансформируемая одежда позволит продолжить этот эксперимент непосредственно с предметом гардероба.
Но для того чтобы понять, что представляет собой трансформация в одежде и каковы ее функции, следует обратиться к определению данного термина. Наиболее распространенным определением является следующее: трансформация – преобразование, изменение вида, формы, существенных свойств чего-либо. Если же рассматривать данный термин в рамках дизайна, то становится ясно, что трансформация (новолатинск., от trans – через, и formatio – образование вида) – это свойство объектов предметно-пространственного мира изменять свои первоначальные формы и параметры в процессе существования или эксплуатации. Соотнося это определение непосредственно с проектированием одежды, можно придти к выводу, что трансформации могут происходить не только в процессе носки при участии человека, но и в период всего срока службы изделия (оно может изменять свой первоначальный цвет, существенно вытягиваться, а также напротив – давать усадку).
Трансформируемый объект (в дизайне) – материальная структура, способная принимать ряд значимых функциональных состояний путем внутреннего переконструирования, совершаемого в нейтральном состоянии, называемом «нулевой трансформой». Под трансформирующейся вещью принято понимать подвижную материальную структуру, позволяющую ей превращаться в другие или существенно изменять свои свойства.
Сведения о трансформации находят свое отражение в технической лите-ратуре по самым разным областям знаний. Эти сведения позволяют сделать вывод о том, что создание предметов со структурой, способной к видоизменению, всегда составляло одно из существенных направлений в формообразовании предметного мира. С этим направлением было связано обеспечение многих важных функций человеческой жизнедеятельности. Таким образом, принцип трансформации имеет фундаментальное значение в формообразовании современной одежды различного назначения, а сама трансформация существует и как часть художественной модели мира, и как одно из звеньев творческого метода [7].
Трансформация определяется динамикой движений, превращений или изменений. Осуществляется следующим образом:
- превращение одной формы в другую;
- трансформация деталей внутри одной формы.
Процесс превращений и изменений может носить бесконечный характер. Вследствие своей многообразности, изделие не надоедает и срок его эксплуатации продлевается. Использование различных видов трансформации при проектировании моделей одежды позволяет повысить универсальность, расширив их функциональные возможности и продлив сроки активной носки, сократить расходы на приобретение.
Если рассматривать трансформируемую одежду с точки зрения экономичности, то она будет выгодна как потребителю, так и производителю. Потребитель, покупая одно трансформируемое изделие, фактически, приобретает несколько изделий идентичных друг другу по цвету и материалу, но различных по ассортименту и назначению. Производитель же, проектируя и выпуская одежду на основе целого трансформируемого куска материала, получает значительную выгоду за счет экономии материала, т.к. отходы материала в этом случае практически отсутствуют.
Помимо экономии, трансформируемая одежда может предоставить потребителю и ряд других положительных функций. При помощи трансформации человек может менять свой образ в течение всего дня, не возвращаясь домой для того чтобы переодеться и выглядеть уместно в той или иной ситуации. Благодаря минимальному набору трансформирующихся вещей появляется возможность постоянно видоизменять стиль и ассортимент одежды. Трансформируемая одежда создается для динамичного образа жизни и жизненных ситуаций, характеризующихся частой сменой функциональных процессов, быстрым темпом изменения событий.
Наравне с вышеуказанными плюсами трансформируемой одежды существует значимое свойство трансформации упрощать, а иногда даже и спасать жизнь человека. Речь идет о трансформирующейся спецодежде. Сюда можно отнести одежду и снаряжение для альпинистов и пожарных, одежду для спасательных групп, спецодежду для работников железной дороги и т.д.
В течение многих веков вырабатывались определенные приемы конструктивно-технологического и композиционного решения трансформируемой одежды и ее элементов. Анализ информации, полученной в результате изучения литературных источников, архивных и музейных материалов, дает представление о многообразии видов трансформации, используемых в одежде, и позволяет составить классификацию приемов и методов трансформации костюма, которая является важной частью исходной информации для проектирования современных трансформируемых изделий различного назначения.
Существуют следующие приемы трансформации:
«растяжение – сжатие» деталей или элементов одежды;
«отделение – присоединение» деталей или элементов одежды;
«регулирование – фиксация» величины, объема и формы деталей одежды;
«свертывание – развертывание» деталей или элементов одежды;
«исчезновение – появление» объема всего изделия;
«замещение» деталей или элементов одежды другими деталями или элементами; «совмещение – вкладывание» деталей;
«перестановка» деталей или элементов одежды [6].
«отделение – присоединение» деталей или элементов одежды;
«регулирование – фиксация» величины, объема и формы деталей одежды;
«свертывание – развертывание» деталей или элементов одежды;
«исчезновение – появление» объема всего изделия;
«замещение» деталей или элементов одежды другими деталями или элементами; «совмещение – вкладывание» деталей;
«перестановка» деталей или элементов одежды [6].
Все эти приемы осуществляются благодаря различным способам соединения и фиксации деталей и элементов изделия, таким как кулисы, шнуровка, эластичные и липкие ленты, кнопки, пуговицы, крючки и многим другим.
Наряду с приемами формообразования существует классификация методов преобразования трансформы. Опираясь на литературные источники и Интернет-ресурсы, можно представить следующую классификацию.
Методы трансформации в одежде.
Метод Описание метода, его особенности Дизайнеры и их практика
Комбинаторный метод
Комбинирование различными способами форм и их элементов или вариантный поиск, подразделяемый в проектировании на ряд основных приемов. Комбинаторика дает возможность осуществлять проектную деятельность в двух направлениях: создание новых структурных построений и варьирование исходных элементов. Комбинаторные методы формообразования применяются для выявления наибольшего разнообразия сочетаний ограниченного числа элементов. При проектировании идея комбинаторики выступает лишь в качестве стимула – за основу формообразования берутся те элементы формы, из которых можно создать комбинаторную систему (геометрические, конструктивные, цветовые и др.).
Дизайнеры и их практика
Рис.1. Капсульная коллекция для Opening Ceremony от Maison Martin Margiela, осень-зима 2011-2012
Модульный метод
Модуль (от лат. modulus – мера) – единица меры, исходная единица измерения, которая повторяется и укладывается без остатка в целостной форме (объекте). Кратность – укладываемость модуля без остатка, позволяет собирать раз¬личные формы и обеспечивает их взаимозаменяемость. Модули могут быть одинакового размера, который выбирается в зависимости от антропологии тела человека и оптимальных размеров готовой одежды, часто простых геометрических форм. Модуль позволяет:
– из простой формы составить сложную;
– изменить назначение изделия;
– изменить ассортимент;
– из маленького сделать большое.
– из простой формы составить сложную;
– изменить назначение изделия;
– изменить ассортимент;
– из маленького сделать большое.
Модульное проектирование предполагает конструктивную, технологическую и функциональную завершенность. Сам модуль может быть законченным изделием или являться составной частью изделия, в том числе другого функционального назначения.
Дизайнеры и их практика
Рис.2. Пример использования модулей из учебного пособия по моделированию и художественному оформлению одежды, Рачинская Е.И., Сидоренко В.И.
Метод плоского кроя
При использовании данного метода из полотен материала создается серия одного или разного ассортимента и разные по форме изделия. Разнообразие моделей достигается путем применения различных подрезов или прорезей и способов ношения. Преобразование трансформы происходит по принципу «развертывание – свертывание», который определяет различные изменения в пространственном положении куска ткани.
Дизайнеры и их практика
Рис.3. Идея одежды «A PieceofCloth» (кусок ткани) от И.Мияке (1976 г.) – кусок ткани простой формы может превращаться в разнообразную одежду, когда его обматывают вокруг тела, делают в нем прорези либо пришивают рукава. Часто в разложенном виде его модели имеют форму квадрата, прямоугольника или круга.
Кинетизм
Комбинаторный метод проектирования, в основе которого лежит идея движения формы, любого ее изменения. Метод кинетизма заключается в создании динамики форм, декора, рисунков тканей. В дизайне одежды метод кинетизма используется все шире, особенно в профессиональных показах: в динамике трансформирующихся деталей костюма, в применении светящихся объектов, светодиодов, автономного освещения, крутящихся или движущихся элементов костюма.
Дизайнеры и их практика
Рис.4. Хусейн Чалаян, коллекция «Инертиа» (INERTIA) 2009 г. Платья, оснащенные сложнейшей техникой и светодиодами, трансформирующиеся без участия манекенщицы.
В целом, говоря о трансформируемой одежде, можно сказать, что она всегда вызывала и будет вызывать интерес у потребителей, т.к. дает свободу решений при формировании собственного гардероба и может послужить толчком к экспериментам и импровизации. Трансформируемая одежда позволяет потребителю сэкономить свое время и средства, продлить сроки эксплуатации. Выявив и исследовав классификацию приемов и методов преобразования трансформы, можно сказать, что принцип трансформации имеет фундаментальное значение в формообразовании.
Библиография
- Акилов З.Т. Моделирование одежды на основе принципа трансформации (новые приемы разработки модных форм одежды)/ З.Т. Акилова. – М.: Легпромбытиздат, 1993. – 200 с.
- Семкин В.В. Морфологическая трансформация как средство решения художественно-конструкторских задач : дис. … канд. Искусствоведения / В.В. Семкин. – М., 1983. –183с.
- Сидоренко, В.Ф. Морфологическая трансформация как средство дизайна / В.Ф. Сидоренко В.Ф. // Техническая эстетика. – 1982. – №10. – С. 25
- Данилова О.Н., Шеромова И.А., Еремина А.А. Методическое обеспечение учебного процесса [Электронный ресурс] // abc.vvsu.ru. – Режим доступа:http://abc.vvsu.ru/Books/arhitektonika/page0006.asp,
- Ермилова Д. Ю. Иссей Мияке [Электронный ресурс] / Д. Ю. Ермилова //fashionbank. – Режим доступа: http://www.fashionbank.ru/articles/article122.html
- Лангенбург А. Хусейн Чалаян. Новый мистик моды [Электронный ресурс] / А. Лангенбург //www.be-in.ru. – Режим доступа: http://www.be-in.ru/people/396-usseyn_alayan_noviy_mistik
- Шамухитдинова Л., Чурсина В., Камилова Х. Анализ исторических прототипов способов морфологической трансформации одежды [Электронный ресурс] //Sanat art. – Режим доступа: http://www.sanat.orexca.com/rus/archive/3-02/design.shtml
- Трансформация [Электронный ресурс] //Академик : словарь. – Режим доступа:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/2087
Проволочные кулоны-картины Louise Goodchilde
Рекламная кампания CHANEL осень 2014
Больше информации здесь >>>
Мастер складывать (Roberto Capucci)
Недавние просмотры студенческих конкурсов дизайна одежды навел меня на мысль рассказать о Роберто Капуччи, итальянском дизайнере, в творчестве которого декор занимает наипервейшее место. Много фотографий и немного текста о мастере.
В 1950 Капуччи открыл свою первую мастерскую на via Sistina в Риме; в 1951 году он представил свои проекты в модном шоу, организованном маркизом Джованни Баттиста Джорджини во Флоренции. Англоязычная модная пресса окрестила его “чудо-мальчиком Голливуда”, потому что ему не было еще и двадцати, когда он открыл свое первое ателье. Джорджини придумал план, в котором его жена и дочь были одеты в платья Капуччи во время показа; покупатели буквально неистовствовали от творений талантливого молодого дизайнера.
К 1956 году Капуччи признан лучшим итальянским модельером в международной прессе, в том же году его публично похвалил Диор. В 1958 г. ему был присвоен в Бостоне “Модный " Оскар",” впервые итальянцу.
В течение 1960-х Капуччи экспериментировал с традиционными материалами, например рафией, пластиком, соломкой, мешковиной, оргстеклом. Но на протяжении всей своей карьеры Капуччи остается верен своим основным интерессам — геометрическим (архитектурным) и природным (ботаническим) формам.
Маэстро Роберто Капуччи. С платьем, естественно.
Материал взят: http://www.my-fashionbank.com/
Конструкции Капуччи часто основаны на художественных движениях 20 века: футуризм, рационализм (идея чистой формы), и поп-арт. “Микеланджело ткани” Капуччи утверждает: “я не считаю себя портным или дизайнером, я ремесленник, который ищет способы создания, ищет способы, чтобы выразить ткани, чтобы использовать их, как скульптор использует глину”. Он считает себя исследователем больше, чем дизайнером. Его дизайн — это скульптурные и архитектурные объекты, которые не носят, в которых обитают; они являются объектами, которые стирают границы между искусством и модой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий