Арт

К теме трансформации костюма

ТРАНСФОРМАЦИЯ В ОДЕЖДЕ


В мире стремительно развивающихся технологий в связи с ростом производства и потребления, а также постоянной сменой функциональных процессов жизни человека появляется одежда, способная удовлетворять всем требованиям потребителя и соответствовать тем или иным его запросам и потребностям. Современный человек нуждается в удобной одежде, позволяющей ему чувствовать себя комфортно вне зависимости от ситуации, времени или места его нахождения. Помимо всего прочего, одежда должна подчеркивать социальный статус, соответствовать модным тенденциям и раскрывать человека как личность. Большинство потребителей, покупая одежду, руководствуются не только качеством и ценой, но также и желанием обратить на себя внимание, показать свою индивидуальность.
Процесс выбора и носки одежды – это игра, возможность экспериментировать, создавая свой образ. Постоянно меняя те или иные предметы одежды, человек получает возможность создавать множество вариаций своего костюма в различных стилевых решениях. Так, многие модельеры считают, что одежда в современном мире должна играть уже не ту роль, чем ранее: она должна внести разнообразия в «серые будни» повседневной жизни человека. Подобным целям, которые ставят перед собой современные модельеры, соответствуют многочисленные игровые элементы, юмор и ирония, присутствующие в одежде. На смену отношения к моде как выражению социального статуса человека пришли идеи о несерьезном отношении к своему стилю. Игровые элементы предусматриваются многими дизайнерами в процессе эксплуатации одежды. Такие возможности могут быть заложены в изменяющихся формах, пристегивающихся элементах, в необычных дополнениях и аксессуарах. Бесконечные возможности для игры дает комбинирование отдельных предметов одежды, аксессуаров, рисунков и цветов. Почти безграничное разнообразие образов, которые дизайнеры одежды предлагают каждый сезон, предоставляет потребителю огромные возможности для выбора. Трансформируемая одежда позволит продолжить этот эксперимент непосредственно с предметом гардероба.
Но для того чтобы понять, что представляет собой трансформация в одежде и каковы ее функции, следует обратиться к определению данного термина. Наиболее распространенным определением является следующее: трансформация – преобразование, изменение вида, формы, существенных свойств чего-либо. Если же рассматривать данный термин в рамках дизайна, то становится ясно, что трансформация (новолатинск., от trans – через, и formatio – образование вида) – это свойство объектов предметно-пространственного мира изменять свои первоначальные формы и параметры в процессе существования или эксплуатации. Соотнося это определение непосредственно с проектированием одежды, можно придти к выводу, что трансформации могут происходить не только в процессе носки при участии человека, но и в период всего срока службы изделия (оно может изменять свой первоначальный цвет, существенно вытягиваться, а также напротив – давать усадку).
Трансформируемый объект (в дизайне) – материальная структура, способная принимать ряд значимых функциональных состояний путем внутреннего переконструирования, совершаемого в нейтральном состоянии, называемом «нулевой трансформой». Под трансформирующейся вещью принято понимать подвижную материальную структуру, позволяющую ей превращаться в другие или существенно изменять свои свойства.
Сведения о трансформации находят свое отражение в технической лите-ратуре по самым разным областям знаний. Эти сведения позволяют сделать вывод о том, что создание предметов со структурой, способной к видоизменению, всегда составляло одно из существенных направлений в формообразовании предметного мира. С этим направлением было связано обеспечение многих важных функций человеческой жизнедеятельности. Таким образом, принцип трансформации имеет фундаментальное значение в формообразовании современной одежды различного назначения, а сама трансформация существует и как часть художественной модели мира, и как одно из звеньев творческого метода [7].
Трансформация определяется динамикой движений, превращений или изменений. Осуществляется следующим образом:
  • превращение одной формы в другую;
  • трансформация деталей внутри одной формы.
Процесс превращений и изменений может носить бесконечный характер. Вследствие своей многообразности, изделие не надоедает и срок его эксплуатации продлевается. Использование различных видов трансформации при проектировании моделей одежды позволяет повысить универсальность, расширив их функциональные возможности и продлив сроки активной носки, сократить расходы на приобретение.
Если рассматривать трансформируемую одежду с точки зрения экономичности, то она будет выгодна как потребителю, так и производителю. Потребитель, покупая одно трансформируемое изделие, фактически, приобретает несколько изделий идентичных друг другу по цвету и материалу, но различных по ассортименту и назначению. Производитель же, проектируя и выпуская одежду на основе целого трансформируемого куска материала, получает значительную выгоду за счет экономии материала, т.к. отходы материала в этом случае практически отсутствуют.
Помимо экономии, трансформируемая одежда может предоставить потребителю и ряд других положительных функций. При помощи трансформации человек может менять свой образ в течение всего дня, не возвращаясь домой для того чтобы переодеться и выглядеть уместно в той или иной ситуации. Благодаря минимальному набору трансформирующихся вещей появляется возможность постоянно видоизменять стиль и ассортимент одежды. Трансформируемая одежда создается для динамичного образа жизни и жизненных ситуаций, характеризующихся частой сменой функциональных процессов, быстрым темпом изменения событий.
Наравне с вышеуказанными плюсами трансформируемой одежды существует значимое свойство трансформации упрощать, а иногда даже и спасать жизнь человека. Речь идет о трансформирующейся спецодежде. Сюда можно отнести одежду и снаряжение для альпинистов и пожарных, одежду для спасательных групп, спецодежду для работников железной дороги и т.д.
В течение многих веков вырабатывались определенные приемы конструктивно-технологического и композиционного решения трансформируемой одежды и ее элементов. Анализ информации, полученной в результате изучения литературных источников, архивных и музейных материалов, дает представление о многообразии видов трансформации, используемых в одежде, и позволяет составить классификацию приемов и методов трансформации костюма, которая является важной частью исходной информации для проектирования современных трансформируемых изделий различного назначения.
Существуют следующие приемы трансформации:
«растяжение – сжатие» деталей или элементов одежды;
«отделение – присоединение» деталей или элементов одежды;
«регулирование – фиксация» величины, объема и формы деталей одежды;
«свертывание – развертывание» деталей или элементов одежды;
«исчезновение – появление» объема всего изделия;
«замещение» деталей или элементов одежды другими деталями или элементами; «совмещение – вкладывание» деталей;
«перестановка» деталей или элементов одежды [6].
Все эти приемы осуществляются благодаря различным способам соединения и фиксации деталей и элементов изделия, таким как кулисы, шнуровка, эластичные и липкие ленты, кнопки, пуговицы, крючки и многим другим.
Наряду с приемами формообразования существует классификация методов преобразования трансформы. Опираясь на литературные источники и Интернет-ресурсы, можно представить следующую классификацию.
Методы трансформации в одежде.
Метод Описание метода, его особенности Дизайнеры и их практика
Комбинаторный метод
Комбинирование различными способами форм и их элементов или вариантный поиск, подразделяемый в проектировании на ряд основных приемов. Комбинаторика дает возможность осуществлять проектную деятельность в двух направлениях: создание новых структурных построений и варьирование исходных элементов. Комбинаторные методы формообразования применяются для выявления наибольшего разнообразия сочетаний ограниченного числа элементов. При проектировании идея комбинаторики выступает лишь в качестве стимула – за основу формообразования берутся те элементы формы, из которых можно создать комбинаторную систему (геометрические, конструктивные, цветовые и др.).
Дизайнеры и их практика
Рис.1. Капсульная коллекция для Opening Ceremony от Maison Martin Margiela, осень-зима 2011-2012
 Модульный метод
Модуль (от лат. modulus – мера) – единица меры, исходная единица измерения, которая повторяется и укладывается без остатка в целостной форме (объекте). Кратность – укладываемость модуля без остатка, позволяет собирать раз¬личные формы и обеспечивает их взаимозаменяемость. Модули могут быть одинакового размера, который выбирается в зависимости от антропологии тела человека и оптимальных размеров готовой одежды, часто простых геометрических форм. Модуль позволяет:
– из простой формы составить сложную;
– изменить назначение изделия;
– изменить ассортимент;
– из маленького сделать большое.
Модульное проектирование предполагает конструктивную, технологическую и функциональную завершенность. Сам модуль может быть законченным изделием или являться составной частью изделия, в том числе другого функционального назначения.
Дизайнеры и их практика
Рис.2. Пример использования модулей из учебного пособия по моделированию и художественному оформлению одежды, Рачинская Е.И., Сидоренко В.И.
Метод плоского кроя
При использовании данного метода из полотен материала создается серия одного или разного ассортимента и разные по форме изделия. Разнообразие моделей достигается путем применения различных подрезов или прорезей и способов ношения. Преобразование трансформы происходит по принципу «развертывание – свертывание», который определяет различные изменения в пространственном положении куска ткани.
Дизайнеры и их практика
Рис.3. Идея одежды «A PieceofCloth» (кусок ткани) от И.Мияке (1976 г.) – кусок ткани простой формы может превращаться в разнообразную одежду, когда его обматывают вокруг тела, делают в нем прорези либо пришивают рукава. Часто в разложенном виде его модели имеют форму квадрата, прямоугольника или круга.
Кинетизм
Комбинаторный метод проектирования, в основе которого лежит идея движения формы, любого ее изменения. Метод кинетизма заключается в создании динамики форм, декора, рисунков тканей. В дизайне одежды метод кинетизма используется все шире, особенно в профессиональных показах: в динамике трансформирующихся деталей костюма, в применении светящихся объектов, светодиодов, автономного освещения, крутящихся или движущихся элементов костюма.
Дизайнеры и их практика
Рис.4. Хусейн Чалаян, коллекция «Инертиа» (INERTIA) 2009 г. Платья, оснащенные сложнейшей техникой и светодиодами, трансформирующиеся без участия манекенщицы.
В целом, говоря о трансформируемой одежде, можно сказать, что она всегда вызывала и будет вызывать интерес у потребителей, т.к. дает свободу решений при формировании собственного гардероба и может послужить толчком к экспериментам и импровизации. Трансформируемая одежда позволяет потребителю сэкономить свое время и средства, продлить сроки эксплуатации. Выявив и исследовав классификацию приемов и методов преобразования трансформы, можно сказать, что принцип трансформации имеет фундаментальное значение в формообразовании.

Библиография
  1. Акилов З.Т. Моделирование одежды на основе принципа трансформации (новые приемы разработки модных форм одежды)/ З.Т. Акилова. – М.: Легпромбытиздат, 1993. – 200 с.
  2. Семкин В.В. Морфологическая трансформация как средство решения художественно-конструкторских задач : дис. … канд. Искусствоведения / В.В. Семкин. – М., 1983. –183с.
  3. Сидоренко, В.Ф. Морфологическая трансформация как средство дизайна / В.Ф. Сидоренко В.Ф. // Техническая эстетика. – 1982. – №10. – С. 25
  4. Данилова О.Н., Шеромова И.А., Еремина А.А. Методическое обеспечение учебного процесса [Электронный ресурс] // abc.vvsu.ru. – Режим доступа:http://abc.vvsu.ru/Books/arhitektonika/page0006.asp,
  5. Ермилова Д. Ю. Иссей Мияке [Электронный ресурс] / Д. Ю. Ермилова //fashionbank. – Режим доступа: http://www.fashionbank.ru/articles/article122.html
  6. Лангенбург А. Хусейн Чалаян. Новый мистик моды [Электронный ресурс] / А. Лангенбург //www.be-in.ru. – Режим доступа: http://www.be-in.ru/people/396-usseyn_alayan_noviy_mistik
  7. Шамухитдинова Л., Чурсина В., Камилова Х. Анализ исторических прототипов способов морфологической трансформации одежды [Электронный ресурс] //Sanat art. – Режим доступа: http://www.sanat.orexca.com/rus/archive/3-02/design.shtml
  8. Трансформация [Электронный ресурс] //Академик : словарь. – Режим доступа:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/2087


Проволочные кулоны-картины Louise Goodchilde

Живописный wire work в работах Louise Goodchilde

Живописный wire work в работах Louise Goodchilde

Живописный wire work в работах Louise Goodchilde

Живописный wire work в работах Louise Goodchilde


Живописный wire work в работах Louise Goodchilde

Живописный wire work в работах Louise Goodchilde




Рекламная кампания CHANEL осень 2014

Рекламная кампания CHANEL осень 2014

Рекламная кампания CHANEL осень 2014

Рекламная кампания CHANEL осень 2014

Рекламная кампания CHANEL осень 2014

Больше информации здесь >>>

Мастер складывать (Roberto Capucci)

Недавние просмотры студенческих конкурсов дизайна одежды навел меня на мысль рассказать о Роберто Капуччи, итальянском дизайнере, в творчестве которого декор занимает наипервейшее место. Много фотографий и немного текста о мастере.




В 1950 Капуччи открыл свою первую мастерскую на via Sistina в Риме; в 1951 году он представил свои проекты в модном шоу, организованном маркизом Джованни Баттиста Джорджини во Флоренции. Англоязычная модная пресса окрестила его “чудо-мальчиком Голливуда”, потому что ему не было еще и двадцати, когда он открыл свое первое ателье. Джорджини придумал план, в котором его жена и дочь были одеты в платья Капуччи во время показа; покупатели буквально неистовствовали от творений талантливого молодого дизайнера. 
К 1956 году Капуччи признан лучшим итальянским модельером в международной прессе, в том же году его публично похвалил Диор. В 1958 г. ему был присвоен в Бостоне “Модный " Оскар",” впервые итальянцу.




В течение 1960-х Капуччи экспериментировал с традиционными материалами, например рафией, пластиком, соломкой, мешковиной, оргстеклом. Но на протяжении всей своей карьеры Капуччи остается верен своим основным интерессам — геометрическим (архитектурным) и природным (ботаническим) формам. 










Маэстро Роберто Капуччи. С платьем, естественно.
Материал взят: http://www.my-fashionbank.com/

 Конструкции Капуччи часто основаны на художественных движениях 20 века: футуризм, рационализм (идея чистой формы), и поп-арт. “Микеланджело ткани” Капуччи утверждает: “я не считаю себя портным или дизайнером, я ремесленник, который ищет способы создания, ищет способы, чтобы выразить ткани, чтобы использовать их, как скульптор использует глину”. Он считает себя исследователем больше, чем дизайнером. Его дизайн — это скульптурные и архитектурные объекты, которые не носят, в которых обитают; они являются объектами, которые стирают границы между искусством и модой.



Комментариев нет:

Отправить комментарий